МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств»
Воспитательная работа в образовательных организациях высшего образования
Close
Давайте общаться!
Mail
21-23 октября 2021
III ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ
ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Департамент государственной молодежной политики и воспитательной работы сообщает о проведении III Всероссийского семинара-совещания по воспитательной работе с обучающимися образовательных организаций высшего образования (21-23 октября).
В рамках Семинара-совещания запланированы мероприятия по трансформации воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования, перезагрузке подходов к ее организации с учетом цифровизации высшего образования и индивидуального подхода к обучающимся, а также панельная дискуссия с участием представителей Минобрнауки России.

Департамент приглашает к участию в Семинаре-совещании не более одного человека от ООВО в должности не ниже проректора или руководителя структурного подразделения, ответственного за организацию воспитательной с обучающимися.
Заявки на участие принимаются до 6 октября 2021г.
Общее количество участников 450 человек.

Дополнительно Департамент сообщает, что участники семинара совещания в рамках обозначенной квоты будут обеспечены бесплатным трехдневным проживанием (3 ночи) в стандартном двухместном номере, двухразовым питанием (завтрак, обед), трансфером от гостиницы к месту проведения мероприятия. Проезд до города проведения Семинара-совещания (г. Москва) и обратно осуществляется за счет средств направляющей стороны.

Контактное лицо по вопросам участия в Семинаре-совещании Карплюк Анна Викторовна - заместитель начальника учебно-методического управления МГУПП: тел. +7 (499) 7500111(доб.6016), dpo2021@bk.ru

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ
21 октября 2021г.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
22 октября 2021г.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
23 октября 2021г.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
ПРОШЕДШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
информация, документы, спикеры, итоги
ПРОШЕДШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Семинар - совещание посвященный вопросу реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в образовательных организациях высшего образования.
19 февраля 2021 г прошло Всероссийское совещание "По вопросам реализации ФЗ 304" в Московском государственном университете пищевых производств под председательством заместителя министра науки и высшего образования РФ Елены Сергеевны Дружининой.
Семинар - совещание посвящен вопросу реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в образовательных организациях высшего образования.

На совещании выступили представители Минобрнауки России, Рособрнадзора, члены Рабочей группы, а также прошла групповая работа направленная на получение навыков проектирования документов, предусмотренных № 304-ФЗ.
Дата
19 февраля 2021 г., 10:00

Место проведения
г. Москва, ул. Врубеля д.12, ФГБОУ ВО МГУПП
СПИКЕРЫ
Елена Сергеевна Дружинина
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации
Михаил Григорьевич Балыхин
Ректор МГУПП, профессор, доктор экономических наук
Денис Валерьевич Аширов
Директор Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки РФ
Татьяна Сергеевна Попова
Начальник отдела методологии в сфере высшего образования Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России
Виктория Евгеньевна Цибульникова
Зам председателя экспертного совета по развитию гражданского образования и социализации обучающихся Комитета ГД по образованию и науке
Альбина Ахатовна Бикбулатова
Проректор по учебно-воспитательной работе МГУПП
Борис Александрович Чернышов
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Ирина Дмитриевна Лобанова
Начальник отдела планирования и организации проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность
официальное открытие
Прямой эфир
Документы, презентации и другие полезные материалы
Вопросы
по реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
Предполагается, что в вузе будет одна примерная и рабочая программа воспитания или рабочая программа должна быть в каждой образовательной программе?
Рабочая программа воспитания и план воспитательной работы – коллективный проект, разрабатываемый всеми участниками образовательных отношений. Рабочая программа воспитания является целостной, универсальной, единой для всех профилей, направлений и форм обучения в вузе, элементы этой программы и могут и должны в виде отдельных модулей быть имплицированы в каждую образовательную программу.
    Может ли вуз разработать программу воспитания по своей структуре и с выделением направлений деятельности, отличающихся от предложенных рабочей группой?
    Да может, но рекомендаций рабочей группы имеет смысл придерживаться, с целью формирования унифицированных подходов в университетах, при этом методические рекомендации и структура примерной РПД охватывают все направления, Вы можете выбрать наиболее актуальные и дополнить своими.
      Должна ли рабочая программа воспитания, включаемая в образовательные программы, быть уникальной для каждой ООВО (т.е. разработанной исключительно вузом)?
      Рабочей группой был предложен основной пакет документов, включающий проект рабочей программы, проект примерного календарного плана, методические рекомендации по внедрению данных документов, на который можно опираться. При этом у вуза остаётся большая доля самостоятельности в разработке программы с учётом своей профильности и специфики.
      Как планируется проверка выполнения программы воспитания?
      В настоящее время рабочей группой подготовлены полные методические рекомендации по разработке и включению рабочей программы воспитания в образовательный процесс. Вопросы аттестации, также как и вопросы мониторинга прописаны самостоятельными разделами в методических рекомендациях и будут соотнесены с индивидуальными траекториями образовательного и личностного развития студентов. При этом важно понимать, что никакой диагностики и тем более аттестации «воспитанности» за рамками утверждённых УК, ПК И ОПК не будет.
      Для всех форм обучения должны быть Программа и План?
      Программа и План едины для вуза, но разумеется распространяются на все формы обучения.
      Календарный план на год или на весь период обучения? Теперь он входит в ОПОП, который утверждается на весь период обучения. И если вносить в какую-то часть ОПОП изменения, дополнения, то надо ли переутверждать его полностью?
      Календарный план воспитательной работы вуза формируется на учебный год и является постоянно обновляемым документом.
      Переутверждения ОПОП не требуется, ее можно актуализировать, что и предписано текущим законодательством.
      В примерной Программе воспитания указаны направления деятельности. Обязательно ли ВСЕ их указывать? или вуз может несколько направлений вообще исключить в отдельной ОПОП?
      Не обязательно указывать все, но важно понимать, чтобы исключаемое вузом, не расходилось с основными положениями закона, который должен выполняться в полном объёме.
      ИТОГИ СЕМИНАРА - СОВЕЩАНИЯ
      В Московском Государственном университете пищевых производств прошел семинар-совещание по вопросу реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в образовательных организациях высшего образования под председательством заместителя Министра науки и высшего образования РФ Елены Дружининой.
      Около 800 участников, среди которых представители органов власти, ректоры университетов, проректоры по учебной работе и воспитательной деятельности, руководители управлений в сфере методической работы и молодежной политики, более 3000 просмотров прямой трансляции - таковы предварительные статистические данные. Такое внимание к теме воспитания не случайно, именно воспитание сейчас на острие политики.
      Открывая семинар-совещание, Елена Дружинина отметила, что систематизация воспитательной работы в высших учебных заведениях — одна из главных задач, которую предстоит решить представителям университетов.
      «Закон об образовании — это единственный законодательный акт, где юридически закреплено понятие воспитания. И теперь роль воспитательного процесса в становлении компетентного специалиста и качества высшего образования стала более значимой и масштабной»,
      — сказала заместитель Министра.

      Почему это важно?
      - Студенчество — движущая сила современного общества, настоящая и будущая интеллектуальная элита. Государство опиралось и будет опираться на эту самую движущую силу, которая отражает социальные процессы в нашем обществе, главные ожидания и устремления. При этом мы понимаем, что студенческий возраст — крайне важный этап формирования взрослой личности, и наша с вами работа в дальнейшем будет иметь решающее значение для будущих поколений
      заместитель Министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина

      Почему нужны изменения?
      - Система коммуникации меняется. Она меняется и в студенческой среде, и во взаимоотношениях между профессорско-преподавательским составом и студентами, в отношениях даже между проректорами. Появляются новые инструменты в этой системе коммуникаций, новые социальные сети и форматы социального взаимодействия, вследствие этого и меняется формат воспитательной работы. То, что работало 10-20 лет назад, сегодня имеет другие коэффициенты при оценке воспитательной работы Сегодняшнее мероприятие - это возможность представителям вузовского сообщества, совместно с органами власти повлиять на те правила, по которым мы будем жить.
      Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Борис Чернышов

      Что делаем, что оцениваем?
      - Мы сегодня решили провести очный семинар для того чтобы 304 Федеральный закон, который внес образовательную компоненту был правильно внедрен в образовательный процесс, в образовательные программы и во внеучебную деятельность.
      -Сегодня, на площадке университета мы смогли обсудить технические моменты внедрения, непосредственно те моменты, которые надо докрутить в рамках методических рекомендаций, календарного плана, примерной программой воспитательной деятельности. Мы сделали определенные финишные шаги, которые позволят образовательным учреждениям внедрить эти программы и 1 сентября запуститься в работу уже с воспитательной компонентой в своих программах.
      - Мы ни в коем случае не говорим о том, что будем оценивать воспитание, наверное это неправильно. Воспитание оцениваем не мы, а общество, которое смотрит на тех студентов, на ту молодежь, которая выходит из наших образовательных учреждений. Мы говорим о том, что мы должны оценивать воспитательную деятельность. Мы разрабатываем критерии, которые в дальнейшем будут соответственно отражаться. Мы говорим о тех мероприятиях, которые входят в календарный план и которые напрямую влияют на воспитание нашей молодежи.
      Денис Аширов - директор Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России.

      Что следует учитывать?
      -Университеты и раньше занимались воспитательной работой, но проблема заключалась в том, что не учитывалась региональная составляющая. Сегодня у нас получилось услышать каждого и стало понятно, что система не однородна. В разных регионах по разному выстраивается воспитательная работа, хотя бы потому что Россия многоконфессиональная страна, поэтому уклады, обряды устои в различных регионах разные. Сегодня мы учли все эти аспекты , мы по результатам этого мероприятия подготовим резюмирующий документ, который станет основой изменения в закон и дорожной картой действий университетов в дальнейшем при утверждении новых ГОСов 3++ и модернизации образовательных программ.
      ректор МГУПП Михаил Балыхин

      Важно
      Денис Аширов сообщил, что в ближайшее время будет еще один документ от Министерства, в котором будут указаны направления, которые необходимо отражать в том числе и в календарных планах в воспитательной деятельности. "Понятно, что в рамках автономности вузов они будут носить рекомендательный характер, но мы считаем, что именно те направления, которые установлены государством, те векторы, которые установлены правительством, обязательно, с учетом региональной компоненты, с учетом специфики вузов, могут выстроить хороший системный план воспитательной работы, который можно будет оценить именно по тому как и каким образом реализовывалась воспитательная деятельность и, если мы говорим об образовательном процессе - то это наверное определенное количество часов, а если мы говорим о внеучебной деятельности - то это определенное количество мероприятий, но не с точки зрения того, что их должно быть тысячи, а с точки зрения их качества и насыщенности воспитательными моментами.
      Открытие семинара - совещания
      Работа в группах
      Подведение итогов
      БУДЬТЕ В КУРСЕ
      Не пропустите новости конференции, подпишитесь на нашу рассылку
      Воспитательная работа в образовательных организациях высшего образования

      Контакты
      +7 (499) 750-01-11 доб. 5580
      bikbulatovaaa@mgupp.ru