Наукметрия

Учебник

УЧЕБНИК — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе (содержание, объём, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части), официально утвержденное в качестве учебника.

Гриф. Учебные издания должны иметь гриф.

Гриф — надпись, содержащая информацию об утверждении, допуске или рекомендации учебного издания в качестве соответствующего вида учебного издания. Указывается группа направлений и специальностей, наименования дисциплин, для изучения которой предназначен учебник и др. Размещается на титульном листе экземпляра учебного издания после его заглавия (или над ним).

Для учебников и учебных пособий, получающих гриф, должно быть три рецензента (два внешних и один внутренний), для негрифованного произведения достаточно двух рецензентов (одного внешнего и одного внутреннего).

Название и содержание учебника должно соответствовать наименованию дисциплины.
Помимо названия необходимо указать читательский адрес. Читательский адрес — это важная характеристика учебной литературы, определяющая особенности информации, объём включаемых знаний, язык, структуру и оформление. Содержание учебника должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать программу по конкретной дисциплине. В учебник включают только общепризнанные знания, положения. Творческая деятельность автора выражается в выборе форм текста (для восприятия, осознания и запоминания), наглядного материала и методическом аппарате.

Учебник служит для передачи знаний, опыта путем постепенного, структурированного изложения для усвоения учащимися. В учебнике необходимо раскрыть предмет изучения, показать важность изучения дисциплины, определить цели и задачи, характерные особенности процесса овладения дисциплиной, учитывая особенности нового поколения учащихся, отличающегося своими запросами, мотивами образовательной деятельности, познавательными возможностями.

Язык материала должен быть ясным, чётким и понятным. При этом автор должен использовать основной терминологический фонд, стандартизованную лексику и фразеологию, принятую в области науки. Объяснение терминологии, специальной лексики лучше давать сразу в тексте либо в подстрочных ссылках. Так как они более удобны для повторного поиска. Язык учебного издания должен быть в меру образным, эмоциональным, научным, соответствовать общелитературным нормам, не перегруженным заимствованиями из др. языков, профессионализмами, терминами. Существуют допустимые нормы введения в текст новых терминов и понятий на долю учебного материала, рассчитанного на одно занятие, которые предполагают от одного до девяти терминов (понятий) различного качества в терминологическом составе обучающего издания.

Наглядные материалы. Текст должен сопровождаться таблицами, схемами, рисунками, фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его. Представление информации должно быть единообразным. Рекомендуется использование черно-белых рисунков и графиков.

Методический аппарат учебного издания направлен на организацию усвоения материала. Это вопросы и задания общеучебного, межпредметного характера (на работу с текстом параграфа, с дополнительными источниками информации, на сравнение, классификацию и т.п.); вопросы и задания для актуализации знаний, необходимых для изучения новой темы; задания, направленные на овладение разнообразными способами деятельности, которые усложняются и расширяются при переходе от одной ступени образования к другой; вопросы или задания по каждой главе или разделу; элементы, которые мотивируют студента на изучение учебного материала, какой учебный материал он будет изучать, какие конкретные задачи стоят перед ним и что за результат получится в результате изучения; творческие задания и т.д.

Оформление методического аппарата должно быть единообразным и чётко выделяться в тексте издания. Согласно требованиям к вузовским учебным изданиям вопросы должны размещаться либо в начале, либо в конце основных структурных элементов учебного издания (частей, разделов, глав, параграфов).


Структура учебного издания

Титульный лист;
Оборот титула с аннотацией;
Оглавление;
Предисловие;
Список условных обозначений и сокращений;
Введение;
Основная часть — произведение;
Заключение;
Приложения;
Список литературы;
Вспомогательные указатели.


Элементы учебного издания

Аннотация. Краткая характеристика произведения с точки зрения содержания (о чем говорится в рукописи) и читательского назначения (для кого предназначена). Аннотация должна быть информативной (не содержать общих слов) и структурированной. Также хорошо указать особенности, достоинства и отличия данного произведения от других аналогичных изданий. Обязателен полный читательский адрес (для студентов каких направлений и специальностей предназначено издание). Текст аннотации составляет 500-600 знаков (включая пробелы).

Оглавление, содержание — понятия не идентичные. Оглавление составляется для моноиздания, а содержание используется в сборниках. В учебной литературе, т.е. для последовательно-поурочного изучения, оглавление лучше размещать в начале издания. Оглавление помимо поисковой функции обеспечивает возможность обзора всего издания, а также знакомство со структурой. Согласно ГОСТ 7.0.3-2006, самая крупная структурная единица текста произведения — это часть, она делится на разделы, далее — на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы. Не надо забывать про вопросы и задания, которые также должны быть отражены в оглавлении. По оформлению. Для удобства восприятия лучше воспользоваться отступами и шрифтовым выделением — п/ж.

Предисловие. Аннотация и предисловие не должны дублировать друг друга. Предисловие предназначено для подготовки читателя к рациональному использованию информации и более глубокому, осознанному ее освоению. Предисловие пишется от автора, но может быть и от других лиц. Это текст по поводу данного учебника, где определяется вид издания, цель издания, его назначение, подчеркивается важность и актуальность данного издания. В предисловии прописывают на основе какой программы составлено учебное издание, как соотносится его содержание с ней, с программами других учебных заведений, с другими учебными и методическими пособиями. Объясняется методика построения и изложения материала. Возможны рекомендации по методике работы над учебным материалом. Сравнение издания с аналогичными ранее выпущенными, близкими по тематике. В предисловии можно выразить благодарность лицам, помогавшим автору в работе или подготовке издания.

Возможно 2–3 предисловия от других лиц, дающих положительную оценку труду автора, пропагандирующие данное учебное издание.

Предисловие и введение — это разные элементы издания, и они имеют разные функции. Введение — это часть самого произведения, предисловие — это часть издания. Введение может написать только автор. Предисловие — это то же введение, но не в само произведение, а в издание в целом. Введение должно включать в себя указание на проблематику учебной дисциплины, основные направления, методы и формы её освоения.

Списки условных обозначений и сокращений. В тексте учебного издания допускаются сокращения и аббревиатуры в соответствии с установленными правилами русской орфографии, а также требованиями ГОСТ 7.12 и ГОСТ 7.4. Сокращения вводятся только на те термины, наименования и т. п., которые часто приводятся в тексте; при первом упоминании должно приводиться полное название, а в скобках – сокращенное или аббревиатура; в дальнейшем следует употреблять сокращенный вариант. Сведения о принятых сокращениях должны приводиться в структурном элементе издания «Список сокращений», если их более трех. В других случаях его приведение нецелесообразно.

Внутритекстовые ссылки. Ссылки на структурные элементы и фрагменты издания (рисунки, таблицы, уравнения, формулы, приложения и т. п.). Оформление должно быть единообразным.

Библиографические ссылки на источники (документы, литературу). Ссылки различаются по месту расположения и форме: внутритекстовые, подстрочные, ссылки на затекстовой поиск. Библиографические ссылки в учебном издании нужны по минимуму. Все объяснения желательно давать в тексте. Лучше использовать подстрочные ссылки (помещенные в конце страницы, связанные со сноской, сделанной на данной странице в необходимом месте текста в виде надстрочной порядковой арабской цифры). Так как они более удобны для повторного поиска и дальнейшей работы над материалом.

Один из примеров для учебного издания, это — перечень ключевых слов (основных понятий, терминов), выражающих основное смысловое содержание всей книги или части, раздела, главы, параграфа. Может располагаться как в начале, так и в конце текста.
Заключение завершает изложение в учебном издании, его назначение помочь обучающемуся суммировать полученные знания, подвести черту под пройденным материалом. Содержание заключения не должно дублировать предисловие, введение.

Приложения. За текстом возможно разместить приложения. Отдельные тексты, таблицы, иллюстрации, т. е. материал, который дополняет основной или служит для справок при работе над ним. Это могут быть также задачи, упражнения, справочный материал и др. Приложения должны иметь общую сквозную нумерацию с остальной частью учебного издания. На все приложения должны быть даны ссылки в тексте.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников. Библиографическое описание — совокупность библиографических сведений о произведении печати или другом документе (его части или группе документов), дающих возможность идентифицировать документ, а также получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме, справочном аппарате и т. д. Список приводится в конце издания и оформляется в соответствии с требованиями РИО.

Вспомогательные указатели рекомендуются для облегчения и ускорения поиска в издании сведений об интересующем читателя конкретном материале. Они представляют собой поисковый аппарат, путеводитель по изданию. Вспомогательные указатели могут быть различными: единый или комплексный; именной; предметный (алфавитно-предметный); хронологический; нумерационный; указатель формул, символов и других обозначений; тематический или систематический и др. В зависимости от темы, специальности, дисциплины в издание включается тот или иной вспомогательный указатель или их совокупность.

Текстовые выделения. Для повышения эффективности подачи, усвоения материала используют текстовые выделения. Это могут быть фрагменты текста, которые автор считает особо важными, для облегчения запоминания, для ориентировки в издании. Также могут быть определения, формулировки отдельных положений, термины, правила, формулы и др. Текстовые выделения бывают шрифтовые (полужирный шрифт, курсив и др.) и нешрифтовые (звездочки, жирные точки, изменения формата и др.) Увлекаться выделением текста не стоит, иначе текстовые выделения перестанут выполнять свою роль. При шрифтовом выделении текста необходима четко продуманная система. Однородные элементы текста по всей книге следует оформлять одним способом, а для элементов с различным эквивалентом значимости подбирают разные по силе способы выделения.
2021-04-13 16:17