Наукметрия

Учебно-методическое пособие

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (УМП) - издание, содержащее методические указания, руководства, материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела или части. УМП служит для оптимизации процесса освоения учебной дисциплины. УМП создаются на базе утверждённых учебных изданий.

УМП различаются по читательскому адресу, пособие может быть рассчитано как на обучающих, так и на учащихся. Читательский адрес – это важная характеристика учебной литературы, определяющая особенности информации, объём включаемых знаний, язык, структуру и оформление.

Содержание УМП должно соответствовать образовательным стандартам, учебной программе. УПМ содержит систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в доступной и удобной форме для самостоятельного изучения и освоения дисциплины. Таким образом УМП организует работу обучаемого и обучающего в процессе изучения дисциплины.
К содержанию УПМ также предъявляются требования: научность, полнота и актуальность информации, логичность и последовательность изложения, чёткая структура материала, доступность информации для обучающихся, использование современных методов образовательного процесса.

Основными разновидностями учебно-методических пособий являются методические указания и методические рекомендации. В методических указаниях дается общая характеристика дисциплины, цели и задачи её изучения, а также формы, методы, виды самостоятельной работы обучающихся. Методические указания – это «инструкция» по выполнению определенной учебной задачи, которой надо неукоснительно следовать. Методические рекомендации содержат материалы по методике самостоятельного изучения или практического освоения учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний, а также требования по оформлению, содержанию и структуре курсовых, дипломных работ. Методические рекомендации – это «советы» по выполнению задания, которыми можно воспользоваться для достижения оптимальных результатов.


Структура учебного издания

Титульный лист;
Оборот титула с аннотацией;
Оглавление;
Предисловие;
Список условных обозначений и сокращений;
Введение;
Основная часть - произведение;
Заключение;
Приложения;
Список литературы;
Вспомогательные указатели.

Элементы учебного издания

Аннотация. Краткая характеристика произведения с точки зрения содержания (о чем говорится в рукописи) и читательского назначения (для кого предназначена). Аннотация должна быть информативной (не содержать общих слов) и структурированной. Также хорошо указать особенности, достоинства и отличия данного произведения от других аналогичных изданий. Обязателен полный читательский адрес (для студентов каких направлений и специальностей предназначено издание). Текст аннотации составляет 500-600 знаков (включая пробелы).

Оглавление, содержание – понятия не идентичные. Оглавление составляется для моноиздания, а содержание используется в сборниках. Оглавление помимо поисковой функции обеспечивает возможность обзора всего издания, а также знакомство со структурой. В учебной литературе, т.е. для последовательно-поурочного изучения, оглавление лучше размещать в начале издания. При оформлении оглавления для удобства восприятия лучше воспользоваться отступами и шрифтовым выделением – п/ж.

Предисловие. Аннотация и предисловие не должны дублировать друг друга. Предисловие предназначено для подготовки читателя к рациональному использованию информации и более глубокому, осознанному ее освоению. В предисловии прописывают на основе какой программы составлено учебное издание. Предисловие – это текст по поводу данного издания, где определяется его вид, цель и назначение, а также подчеркивается важность и актуальность данного издания. Объясняется методика построения и изложения материала в УМП. Приводятся рекомендации, разъяснения по методике работы над учебным материалом. Указываются особенности и правила использования аппарата издания.

Списки условных обозначений и сокращений. В тексте учебного издания допускаются сокращения и аббревиатуры в соответствии с установленными правилами русской орфографии, а также требованиями ГОСТ 7.12 и ГОСТ 7.4. Сокращения вводятся только на те термины, наименования и т. п., которые часто приводятся в тексте; при первом упоминании должно приводиться полное название, а в скобках – сокращенное или аббревиатура; в дальнейшем следует употреблять сокращенный вариант. Сведения о принятых сокращениях должны приводиться в структурном элементе издания «Список сокращений», если их более трех. В других случаях его приведение нецелесообразно.

Предисловие и введение – это разные элементы издания, и они имеют разные функции. Введение – это часть самого произведения, предисловие – это часть издания. Введение может написать только автор. Предисловие – это то же введение, но не в само произведение, а в издание в целом. Введение должно включать в себя указание на проблематику учебной дисциплины, основные направления, методы и формы её освоения.

Внутритекстовые ссылки. Ссылки на структурные элементы и фрагменты издания (рисунки, таблицы, уравнения, формулы, приложения и т. п.). Оформление должно быть единообразным.

Библиографические ссылки на источники (документы, литературу). Ссылки различаются по месту расположения и форме: внутритекстовые, подстрочные, ссылки на затекстовой поиск. Библиографические ссылки в учебном издании нужны по минимуму. Все объяснения желательно давать в тексте. Лучше использовать подстрочные ссылки (помещенные в конце страницы, связанные со сноской, сделанной на данной странице в необходимом месте текста в виде надстрочной порядковой арабской цифры). Так как они более удобны для повторного поиска и дальнейшей работы над материалом.

Заключение завершает изложение в учебном издании, его назначение помочь обучающемуся суммировать полученные знания, подвести черту под пройденным материалом. Содержание заключения не должно дублировать предисловие, введение.

Приложения. За текстом возможно разместить приложения. Отдельные тексты, таблицы, иллюстрации, т.е. материал, который дополняет основной или служит для справок при работе над ним. Это могут быть также задачи, упражнения, справочный материал и др. Приложения должны иметь общую сквозную нумерацию с остальной частью учебного издания. На все приложения должны быть даны ссылки в тексте.

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников. Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о произведении печати или другом документе (его части или группе документов), дающих возможность идентифицировать документ, а также получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме, справочном аппарате и т. д. Список приводится в конце издания и оформляется в соответствии с требованиями (см. Оформление списка литературы, ПРИМЕРЫ).

Вспомогательные указатели рекомендуются для облегчения и ускорения поиска в учебном издании сведений об интересующем читателя конкретном материале. Они представляют собой поисковый аппарат, путеводитель по изданию. Вспомогательные указатели могут быть различными: единый или комплексный; именной; предметный (алфавитно-предметный); хронологический; нумерационный; указатель формул, символов и др. обозначений; тематический или систематический и пр. В зависимости от темы, специальности, дисциплины в издание включается тот или иной вспомогательный указатель или их совокупность.

Текстовые выделения.
Для повышения эффективности подачи, усвоения материала используют текстовые выделения. Это могут быть фрагменты текста, которые автор считает особо важными, для облегчения запоминания, для ориентировки в издании. Также могут быть определения, формулировки отдельных положений, термины, правила, формулы и др. Текстовые выделения бывают шрифтовые (полужирный шрифт, курсив и др.) и нешрифтовые (звездочки, жирные точки, изменения формата и др.). Увлекаться выделением текста не стоит, иначе текстовые выделения перестанут выполнять свою роль. При шрифтовом выделении текста необходима четко продуманная система. Однородные элементы текста по всей книге следует оформлять одним способом, а для элементов с различным эквивалентом значимости подбирают разные по силе способы выделения.